ДЕТИ И ДЕНЬГИ
— Сын двенадцати лет не хочет ходить в школу. Как поступить в данной ситуации?
— Прежде всего надо разобраться, почему он не хочет ходить в школу.
— Говорит, что не хочет учиться, а хочет работать и стать бизнесменом.
— Он думает, что без образования он сможет стать бизнесменом? То есть его интересуют деньги?
— Да.
— Значит, была допущена ошибка: слишком рано к деньгам приучили, дали понять, что наличие денег выделяет человека из среды других. Теперь у него смещены ценности.
Ценностью в жизни у человека должно быть совершенное, искусное исполнение работы. А деньги, которые он получает за это, лучше всего воспринимать как справедливое вознаграждение. Если ориентиры устанавливаются неправильно каким-то образом, и деньги становятся на первое место, то есть опасность, что это может толкнуть человека к тому, чтобы добыть деньги любым путем. То есть не имеет значения, как деньги добываются, главное — чтобы их добыть, и побольше.
То есть тут уже может возникнуть готовность пойти на любые преступления. И если иметь изощренный ум, интеллектуальный изощренный рассудок, то недалеко от преступлений, в том числе самых современных, например, ограбить банк через интернет. Одно дело — ограбить банк, взломав сейф или двери, а другое дело — сделать это через интернет.
Поэтому если у человека деньги стали самой большой ценностью, то лучше не давать такое образование, которое позволит ему грабить через интернет. Надо смещать ценностные ориентиры, раз где-то раньше была допущена ошибка.
Лучше детей держать подальше от денег. Они не должны слишком рано знакомиться с теми преимуществами, которые дают деньги сами по себе. Потому что после этого очень легко сделать следующий шаг — воровство.
— Уже этот шаг есть.
— Тогда тем более никаким бизнесом нельзя заниматься. Может, и образования хорошего не надо. Если он мечтает стать бизнесменом ради того, чтобы у него просто было больше денег, — ничего хорошего. Такой бизнесмен чаще всего является очень циничным, несправедливым по отношению к работникам. Для него самое главное — деньги и нажива. И он не смотрит на то, справедливо или не справедливо он зарабатывает.
Поэтому, может быть, то, что он не хочет учиться, не так уж и плохо. Тогда у него будет меньше возможностей стать бизнесменом и проявлять несправедливость по отношению к другим людям. Может быть, более целесообразна простая несложная работа в будущем, рабочая профессия.
Не хочет учиться — пусть работает, но не деньги «кует» на рынке, в бизнесе, а просто трудится в рабочей профессии (строительной или еще какой-то), огород копает, картошку выращивает, семью обеспечивает.
— Тяжело смириться, что сын так поступает.
— Есть же какие-то причины, почему он так поступает. Надо с ними разбираться. То есть родителям надо тщательно исследовать причины, стараться понять, почему он дошел до этого, как он дошел, и что-то пытаться исправлять.
И как-то надо пояснять, что нечестным трудом, нечестными методами счастливую жизнь не построить. А дальше все зависит от того, на сколько он способен воспринимать. Как-то, может, надо контролировать, ограничивать.
А воровство, конечно, надо выбивать всеми способами. Из маленького воровства может вырасти большое. И тогда — тюрьма. Надо, чтобы он ясно понимал перспективы, хочет ли он в тюрьму. Если не хочет, тогда не надо воровать.
Это все сложные вещи. От родителей требуется мудрость, разумность в воспитании детей.
По материалам беседы С.К. Колубая со слушателями философской школы от 07.08.08 г.